?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не раз в наших работах мы говорили о мифе, бытующем среди последователей различных оккультных доктрин, – мифе о духовном единстве всех религий, распознать которое якобы не позволяет лишь невежество христиан. Как уже неоднократно отмечалось, миф о духовном единстве религий особенно активно насаждается сторонниками т.н. нетрадиционной духовности, в основном оккультной.



Например, Елена Рерих писала: "Тех, кто может считать своим Учителем только Христа, будем приветствовать так же, как и других, следующих за Лао-Цзы, Конфуцием, Буддою, Кришною, Зороастром, Майтрейей" [1]. Теософы утверждают, что все мировые религии изначально учили об одном и том же Боге, который в "Тайной Доктрине" Е.П. Блаватской назван Парабрамой [2]: "Дух, сущность которого вечна, едина и самосуща, выявляет чистый эфирный Свет – двоякий свет, неуловимый элементарными чувствами – согласно Пуранам, Библии, Сефер Иецире, греческим и латинским Гимнам, Книге Гермеса, халдейской Книге Чисел, эзотеризму Лао-Цзы и всем прочим" [3]. Как легко заметить, одним из учений, которые перечисляются через запятую с христианством, является учение Лао Цзы, т.е. даосизм. Мы приглашаем читателей вместе с нами познакомиться с даосизмом поближе, чтобы решить для себя вопрос: совместим ли даосизм с христианством, а также можно ли говорить о доктринальном единстве даосизма с другими религиями, в том числе с самой теософией.

В современном мире традиционный даосизм (не путать с теософскими фантазиями на тему даосизма, которые к традиционному даосизму имеют не большее отношение, чем чукчи к Африке) распространен, главным образом, среди китайцев, также он популярен на Тайване и в Гонконге [4]. Родиной даосизма является Китай, где более двух с половиной тысяч лет тому назад [5] даосское учение выделилось из шаманских верований царств Чу, Ци и Янь [6]. Примерно в середине I тыс. до Р.Х. даосизм начал приобретать черты отдельного религиозного учения. Завершение формирования даосского пантеона осуществилось только к XII веку от Р.Х. [7].

Основание даосизма традиционно приписывается западными учеными китайскому мудрецу Лао-Цзы, но, как пишет известный российский исследователь даосизма Е.А. Торчинов, "…сами даосы не связывали появление своей религии с какой-либо конкретной исторической или квазиисторической личностью" [8]. Лао-Цзы (кит. "престарелый мудрец", "престарелый младенец")[9] приписывается авторство философского трактата "Дао дэ цзин". Принято считать, что Лао-Цзы жил в VI веке до Р.Х. в царстве Чу и служил хранителем библиотеки царства Чжоу, где встречался со своим современником Конфуцием. Лао-Цзы много путешествовал и, как гласят легенды, на одной из границ между китайскими царствами, по просьбе начальника пограничной заставы Инь Си, записал свое учение, благодаря чему на свет появилась книга "Дао дэ цзин". Позже личность Лао-Цзы была мифологизирована, он стал считаться воплощением дао [10], существовавшим изначально, далее Лао-Цзы начинает почитаться как высшее даосское божество. Современный даосизм признает Лао-Цзы не только воплощенным дао, но и источником всех форм даосского откровения [11].

Немало ученых сомневается в том, что Лао-Цзы когда-либо существовал на свете. В качестве аргумента, подтверждающего эту точку зрения, приводится тот факт, что само имя "Лао-Цзы" представляет собой не столько имя человека, сколько вежливое обращение [12]. Помимо того, если бы Лао-Цзы и существовал как историческая личность, исследования современных ученых показывают, что книга "Дао дэ цзин" была написана около III века до Р.Х. и, следовательно, не могла иметь к Лао-Цзы никакого отношения [13]. Ни один из текстов, написанных до III века до Р.Х., не упоминает и не цитирует "Дао дэ цзин", помимо того лингвистические особенности языка "Дао дэ цзин" не говорят в пользу гипотезы раннего происхождения этой книги [14].

Сам текст книги "Дао дэ цзин" сравнительно невелик, он состоит из 5000 иероглифов [15]. Несмотря на то, что это произведение пользуется среди последователей даосизма большим уважением, оно никогда не играло в даосизме такой же роли, как Библия в христианстве или Коран в исламе [16]. Наряду с "Дао дэ цзин" в даосизме присутствует огромное число текстов, которые пользуются не меньшим уважением и авторитетом. Например, очень популярна "Чжуан-цзы" [17]. В целом, как пишет Е.А. Торчинов, свои истоки даосская мысль черпала "…в психопрактической деятельности даосизма"[18]. Поэтому "Дао дэ цзин", по сути, представляет собой не столько философский трактат, сколько выражение мистического даосского опыта, приобретенного даосами во время практики медитаций и других трансовых методик [19]. "Дао дэ цзин" имеет сакральный характер и активно используется в магических ритуалах, которые, как считается, должны способствовать обретению бессмертия [20]. Что же представляет собой духовная жизнь даосов?

Е.А. Торчинов пишет: "…практика внутреннего делания – прежде всего созерцания и визуализации вкупе с дыхательными упражнениями – образует стержень даосизма" [21]. Характер этих практик можно охарактеризовать как оккультно-магический [22]. Духовная жизнь даосов включает в себя медитации, визуализации, гимнастику, дыхательные упражнения и сексуальную практику [23]. Визуализации и медитации запрещены в Православии, так как ведут к ложному духовному состоянию, которое в Православии называется прелестью [24]. О сексуальных практиках Торчинов говорит, что даосы отказались от них еще во времена эпохи Мин (1338-1644 гг.) [25], но с описанием одной из психотехник, направленных на восстановление жизненности даоса, любой желающий может познакомиться, например, читая даосскую книгу Лю Гуань Юй "Даоская Йога", рекомендованную современным последователям даосизма (заранее приносим свои извинения читателям за то, что вынуждены знакомить их с текстами подобного содержания): "Старые люди, импотенты, могут применять искусственные меры (например, мастурбацию) для поднятия пениса. Как только пенис поднимется, вдохните свежий воздух… Поднятие пениса питает внутренний Огонь в печи, который преобразует воспроизводящую жидкость, получаемую от переваривания пищи, в отрицательную воспроизводящую силу, идущую на укрепление тела и оживления Духовности, удлиняя этим нить жизни. Люди старого и среднего возраста не могут практиковать алхимию без поднятия пениса"[26]. Как пишут теософы, "этика у нас (теософов. – В.П.) есть, и достаточно ясная для всех, кто бы захотел ей следовать. Это суть или сливки мировой этики, собранные из учений всех великих реформаторов мира. Потому вы обнаружите в ней идеи Конфуция и Зороастра, Лао-цзы и Бхагавад-гиты, заповеди Гаутамы Будды и Иисуса из Назарета, Гиллеля и его школы, равно как и Пифагора, Сократа, Платона и их школ" [27]. Возможно, эзотерикам, полагающим, что духовные основы всех религий едины, и расписывающимся в заимствовании этических идей в том числе и из учения Лао-Цзы, близок даосский метод развития духовности через описанные выше действия, но христиане никогда не согласятся быть частью этого "единства", так как малакию христианство считает смертным грехом: "Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют" (1Кор. 6:9-10). Заметим здесь, что именно на почве даосизма родилась китайская "Кама-сутра", названная "Дао любви" [28]. Представить себе вариант христианской "Кама-сутры" невозможно: христианство призывает к целомудрию и нравственной чистоте и не допускает никаких заигрываний с сексуальной сферой.

Читать далее...

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars