?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Практика общения с оккультистами

Доклад Виталия Питанова, прочитанный 28 марта 2013 года на семинаре, посвящённом 100-летию учреждения кафедр сектоведения в духовных академиях Русской Православной Церкви. Семинар состоялся в Московской Духовной Академии.



Современная Россия – это страна победившего язычества. Кто-то может не согласиться с моей оценкой, сказать, что мы сейчас наблюдаем расцвет православия, и во многом это так, но всё же православие народа определяется не количеством строящихся храмов, перед революцией 1917 года их было немало, а той системой ценностей, которой живут люди. Посмотрите книжные развалы, какую там продают литературу? Книги, находящиеся в широком доступе, - хороший показатель интеллектуальных интересов людей, много ли там православной литературы или так называемой оккультной? Полагаю, ответ достаточно ясен. Россия - страна победившего оккультизма. Спросите любого человека, что такое аура, и он вам даст на этот вопрос ответ. Попросите прочитать Никео-Константинопольский символ веры… скорее всего не получите никакого ответа.

Оккультизация мировоззрения наших сограждан - это тот вызов православным христианам, с которым нам приходится иметь дело. А потому актуален вопрос: что делать православным апологетам и миссионерам, как им общаться с оккультистами? На этот вопрос в своём небольшом докладе я и попытаюсь дать ответ.

Для начала скажу пару слов об оккультизме.

Проблема оккультизма не нова, Православная Церковь сталкивалась с оккультными течениями с древности. К ним вполне можно отнести тех же древних гностиков.

Как можно определить оккультизм? Оккультным можно назвать любое синкретическое учение, которое проповедует человекобожие, достигаемое через тайные посвящения (общение с духами), ведущие к мистическому преобразованию духовной природы человека.

Священник Николай Карасев пишет: "Христианство расценивает оккультизм как особого рода извращённую религию или, точнее, антирелигию, корни которой уходят в глубины ада и главнейшая цель которой – превратить человека в духовного раба древнего змия, которого почитают оккультисты, но которого отвергает христианство как диавола и сатану". [Свящ. Николай Карасев. Путь оккультизма. М., Пренса. 2003. С.34.]

На мой взгляд, определение священника Николая Карасева очень точно передаёт ту духовную проблему, что порождает оккультизм.

Оккультизм отвергает всю христианскую догматику и весть опыт христианской жизни в Боге.

Более подробно рассказывать об оккультизме я не буду, на эту тему мною написан целый ряд статей и ряд книг, которые без труда можно найти в Интернете [Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства; Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики; Тайна "Розы Мира" и т.д.].

Итак, главная проблема оккультизма - это то, что он уводит человека от Иисуса Христа и Его Церкви, Православной Церкви, и ведёт к духовной погибели, к рабству духов зла.

Для нас, православных христиан, занимающихся апологетическим и миссионерским служениями, стоит вопрос - что делать?

Сразу хочу сказать, что предлагаемые мною советы основаны в основном на моём личном опыте и опыте тех людей, с которыми я имел счастье познакомиться в процессе изучения мною сектоведения. Потому их нужно воспринимать критически, что-то использовать в своей практике, а где-то возможно вы найдёте более хорошие решения, чем нашёл я.

При работе с любым сектантом я считаю важным три составляющие. Первая - это духовная работа над собой и молитва за сектанта. Духовная работа над собой - это то, о чём рассказывает любая книга по аскетике. Книжное христианство – это мёртвое христианство, если вы сами не верите в Бога, если вы не воцерковлённый православный христианин, если не боретесь со своими страстями, этот доклад не для вас. Молитва является важнейшей частью нашей духовной жизни. Именно Бог выводит людей из сект и приводит к Себе. Мы же лишь слабые соработники. Потому молитву при общении с сектантами забывать нельзя. Да и книги читать полезно, просто нельзя ими ограничивать своё христианство.

Вторая составляющая работы с любым сектантом - это психология общения. Как правильно вести себя с сектантом, как строить свою речь и т.д. Об этом я достаточно подробно написал в одной из своих книг [Питанов В.Ю. Введение в сектоведение], потому эту тему также опущу.

Третья составляющая - это правильная информация. Эта тема и будет главной в моём сегодняшнем докладе.

У оккультиста имеется сложившееся представление об оккультизме, христианстве и духовной жизни. У него есть основания считать свою систему ценностей истинной. И если мы не знаем, на каком фундаменте он выстраивает своё мировоззрение, мы мало что можем сделать.

Потому прежде чем общаться с оккультистом, изучите оккультизм. Спросите, какие книги оккультист читает, прочитайте их. Почитайте критиков оккультизма. Но будьте осторожны, некоторые православные книги об оккультизме написаны людьми, имеющими смутное представление о нём, такие книги вам мало чем помогут, скорее навредят.

Как отличить полезные критические книги об оккультизме от бесполезных? Серьёзный автор активно изучает первоисточники, чётко описывает используемые им оценочные критерии, призывает читателя проверять все сделанные им выводы и описывает, как это можно сделать. Таких работ не так много. Кроме своих, я могу рекомендовать на эту тему книги протодиакона Андрея Кураева. Есть и иные работы, но я указываю лишь те, что можно легко найти в Интернете.

Надеюсь, моим слушателям не надо объяснять, что занятие апологетической и миссионерской деятельностью требует хорошего знания логики, философии науки, религиоведения, православного вероучения, истории Церкви, аскетики, а также знания Библии. Также необходимо благословение священноначалия на такую деятельность.

Также хочу напомнить, что при общении с сектантами нельзя настраиваться на войну с ними, мы боремся не против сектантов, а против тех ложных идей, которыми наполнена их голова. Наша борьба не против них, а за них.

Итак, если вы уже знакомы с оккультизмом, тогда можно переходить к непосредственному личному общению с оккультистом.

Общение с оккультистом нужно начинать с установления неких общих оценочных принципов, которые приемлемы для него и для вас. Пока у вас не появится некоего общего оценочного фундамента, общение бесполезно. Что хорошо, что плохо, что можно принять в своей духовной жизни, что нельзя, - нужны общие мировоззренческие критерии различения.

Я предлагаю следующие критерии: а) неприемлемость лжи; б) соблюдение логических законов; в) полнота в изложении фактов; г) отсутствие двойных стандартов; д) различение мнений и фактов.

Читать далее...

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars