?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Христианин должен в меру своих сил изучать и в итоге обязательно знать то, что содержит наша вера, что содержит Церковь. Наше время крайне благоприятно для этого. Когда мы говорим, что христианин призван знать свою веру, то это значит, что он призван понимать, почему то или иное в жизни Церкви существует, как оно появилось и изменялось и какое отношение к современности и к его личной жизни имеет.



Игумен Петр Мещеринов: об иерархии христианских ценностей

К сожалению, сейчас распространено иное мнение, можно сказать, лжеправославное мнение, будто человеку ничего не нужно знать, а надо молиться, поститься, беспрекословно слушать духовника, голову же свою не забивать, а то можно легко впасть в своемудрие, высокоумие и грех. Такой взгляд явно не от Бога, потому что Господь человеку дал разум именно для того, чтобы изучать и понимать что-либо. При этом важно помнить, что наша вера не проста, а достаточно сложна и не охватывается каким-то одним приёмом, и не знать веры - значит вместо пути спасения идти по пути заблуждения.

Правильное теоретическое знание нашего учения, учения нашей веры, чрезвычайно важно для христианина. Оно не сводимо к сумме взглядов, оно не есть философия в собственном смысле слова. Наше вероучение есть вещь прикладная, оно нам необходимо для правильной духовной жизни. Если человек говорит: "Я - верующий", это значит, что он должен и жизнь свою строить по своей вере.

Обращаясь к современной жизни, к сожалению, приходится констатировать, что для очень многих людей, называющих себя православными и христианами, Христос есть в знании, а в жизни его нет. Есть, допустим, молебны, есть записки, песочек с могилы какого-либо святого, акафисты, службы, иногда исповедь и причащение, но если копнуть глубже, то всё это делается не ради Христа, не для того, чтобы приблизиться ко Христу, а по каким-то другим причинам, часто вполне по-человечески понятным. И всё же можно сказать, что в такой ситуации церковная жизнь перевернута с ног на голову.

Важно понимать, что всё в Церкви должно быть на своём месте. Главное, чтобы Христос и наше по мере сил приближение к Нему - были средостением, основой нашей христианской жизни. И тогда всё выстраивается в стройное здание именно такой церковной, правильной духовной жизни.

Известный священник протоиерей Глеб Каледа, один из основателей Свято-Тихоновского Богословского Института, ещё в 1991 году на заре церковного возрождения писал, что жизнь христиан должна быть христоцентрична и наша проповедь должна быть радостной вестью о Христе. К сожалению, его слова не вполне были услышаны. И сейчас для многих людей Бог - только средство обеспечить себе комфортную жизнь, как здешнюю, так и будущую. И именно такие вещи искажают весь строй духовной, церковной и православной жизни. Бог выступает здесь гарантом комфортной жизни. Христианство вырождается в бытовую религиозность. Закон "я Тебе, а Ты мне" привносится и в Церковь...

Православие - это правильное, истинное отношение человека и живого личного Бога. И это отношение охватывает всю жизнь человека: духовную, душевную и телесную, внешнюю и внутреннюю. Стремление познать веру рождается от доверия Богу, от доверия людям, которые живут с Богом и по Божьим заповедям. Если это так, то мы познаём веру не для того, чтобы узнать что-то новое и интересное, а для того, чтобы жить по вере. Собственно говоря, вера в формальном своем виде - это свод истин, которые надо в основе своей усвоить раз и навсегда и трудиться над дальнейшим познанием...

Вера неотделима от благочестия. Апостол Иаков говорит: "Вера без дел мертва". И, конечно, главным путём, которым мы убеждаемся в правильности веры, является жизнь по вере, жизнь по заповедям Божиим. Иного пути нет...

Мы можем сколько угодно читать Евангелие, творения святых отцов, но если мы сами не будем воплощать в жизнь узнанные Евангельские истины, если сами не будем нравственно трудиться, то такое познание нашей веры ни к чему не приведёт, а будет просто мёртвым грузом лежать в наших умах. А жизнь наша в это время будет проходить по другим стихиям...

В наши дни часто упускается из внимания, что наше христианское учение иерархично - есть вещи главные, а есть второстепенные. Второстепенные не значит не нужные. Апостол Павел пишет, что всё в Церкви должно быть благопристойно и по чину. И в Церкви, в христианстве всему есть своё место, есть должный порядок и чин, и когда этот чин соблюдается, тогда всё - от большого до малого - стоит на своём месте. Непонимание этого принципа приводит к большим ошибкам... Примет человек неправильную мысль о том, что духовная жизнь - это не напряжённая борьба со страстями, исполненная трезвости и осторожности, а чудеса, видения, знамения конца света, «ощущения благодати», поездки по святым местам, окунания в источники, старцы и старицы - и христианство исчезает, а взамен появляется кликушество и язычество православного обряда. Утвердится человек во мнении, что те или иные формы общественно-политического устройства мира или национальная принадлежность кого-либо имеют религиозное значение, и пойдёт искать масонов и восстанавливать монархию, считая именно это делом благочестия и религиозной жизни. И так далее, и тому подобное...

Читать далее...

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars