?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Посвящаю эту статью сомневающимся и колеблющимся, которые в своих сомнениях и колебаниях делают ошибку, выбирая Ислам. Посвящаю православным, которые, как и я, хотят понять, что такое Ислам. Посвящаю мусульманам, с которыми я много и плодотворно разговаривал на форуме Андрея Кураева. Посвящаю персонально Айдыну Арифовичу Али-заде, известному на просторах Рунета как Абдулла Али, убежденному, что "Христианство не выдерживает рациональной критики".



***

Основополагающими, фундаментальными вопросами любой веры являются вопросы об отношениях человека с Богом. В ответах на такие вопросы и раскрывается, чем отличается одна вера от другой. В ответах, в конечном счете, проясняется Истина. Я убедился, что удовлетворительных ответов на важные вопросы Ислам в принципе не имеет. Возможно ли, чтоб они вообще не интересовали мусульманскую веру? Полагаю, что нет. Однако, пропущенные через разум и сердце ответы по тем или иным причинам могут быть неудобны мусульманскому богословию.

Для автора стало большой неожиданностью, что никто из мусульман, с кем он общался, не смог (либо не захотел) оспорить выводы из 10-ти вопросов по существу. По сути, их ответы и комментарии не выходили за рамки тех доводов, что уже приведены мною в статье. Тем самым мои доводы и выводы были прямо либо косвенно подтверждены мусульманами.

Среди моих собеседников были люди глубоко и искренне чувствующие мусульманскую веру, убежденные в ее правоте и справедливости. Среди моих собеседников были активные мусульманские прихожане, был исламский клирик, был мусульманский правовед, был член совета муфтиев.

Разговор велся, также, по трем проблемам – личности и биографии Мохаммеда, мусульманской критике догмата о Троице и мусульманской критике христианского почитания Святых. Поэтому в конце статьи я подведу итоги и сделаю выводы и по этим трем дополнительным вопросам.

Вопрос 1. В чем религиозно-богословский смысл жертвоприношений в исламе?

Жертвоприношение – это центральное таинство авраамических религий. У иудеев Ветхого Завета от принесения в жертву непорочного агнца мистически зависело искупление грехов верующих. Это искупление имело временную силу, на следующем богослужении священник был вынужден повторять обряд, при этом само Ветхозаветное Таинство становилось (по христианской вере) прообразом грядущей Христовой Жертвы. В Новом Завете Господь уже Сам приносит Себя в жертву, Он выступает одновременно Агнцем Божиим и Иереем, то есть Жертвой и Первосвященником, чем навеки искупает грехи человечества и навсегда делает неактуальным любое иное жертвоприношение.

При этом альтернативная версия с языческим стихийным "божком", требующим материальной пищи, мной исключалась. Однако мусульмане, очень часто подозревали в моих словах именно такой смысл и немедленно возражали аятами из Корана:

"Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро" (Коран 22:37).

Теоретически мы можем предполагать либо языческий смысл любой жертвы, либо авраамический искупительный, либо таинственный третий. Однако стоит исламскому богослову признать искупительный характер жертв, как перед ним встанет вопрос, почему же была не принята жертва Иисуса? Здесь могут быть только два решения: либо признать Христову жертву, либо заявить, что Иисус – не тот Искупитель и надо ждать другого. В первом случае придется прекратить ненужные жертвы животных, после чего Ислам по сути срастется с Христианством. Во втором случае искупительные жертвы животных придется пока продолжать, а ислам сблизится с Ветхозаветным Иудаизмом. Правда в последнем случае остро встанет вопрос о Третьем Храме, ибо по догматам Ветхого Завета жертва может быть принесена не где угодно, а только в Иерусалиме.

Мусульмане не ведают богословского смысла наследованных от Авеля, Авраама и Аарона жертвоприношений! Мусульмане считают жертву не более чем актом благотворительности для неимущих или формой компенсации причиненного ущерба. По словам муфтия В. Полосина, это "Просто полезная для общества и благочестивая традиция, которую может адекватно заменить пожертвование деньгами".

Поэтому обсуждать богословский смысл своих жертвоприношений мусульманские богословы не могут. На первый план они выводят благотворительную раздачу жертвенного мяса, что превращает Авраамово и Моисеево священнодействие в похвальную, но не более чем кулинарно-гуманитарную акцию.

Вывод. Жертвоприношение в исламе не имеет характера прообраза грядущей или свершившийся Жертвы Бога Спасителя. Жертва в исламе – не более чем внешнее выражение покорности Богу и благотворительная акция. Она начисто лишена духовной связи с идеей Жертвы Любящего Бога за грехи любимого Им человечества.

Следовательно, ислам не исповедует Того Любящего Бога, Который не просто отпускает грехи возлюбленным чадам, но и Сам способен принести Себя в жертву ради отпущения грехов человечества.

Так один философский вопрос остался в исламе без ответа, которого ждет ищущая Бога душа. Если нет Любящего Бога, то какой же есть? Неужели НЕ любящий?

Вопрос 2. В чем религиозно-богословский смысл главного мусульманского праздника Курбан-байрам?

Мусульмане настаивают, что именно ислам и есть "неиспорченная" религия Авраама и Моисея. Я предположил, что в таком случае главный исламский праздник должен быть аналогом библейской Пасхи. Мы, христиане, празднуем в этот день освобождение людей от рабства греху и смерти. Ветхозаветным прообразом нашей Пасхи был иудейский Пейсах – память исхода сообщества верующих Израильтян (прообраза нынешней Новозаветной Церкви) из рабства Египетского. Какое же освобождение и от чего празднуют в этот день мусульмане, если Искупление Христа они не признают, а к Египетскому рабству исторически не имеют отношения?

Читать далее...

Tags:

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars