?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Память иконы Пресвятой Богородицы "Прибавление ума": 15 / 28 августа



Икона Божией Матери "Прибавление ума". Историческая справка

История ее написания необычная. Однажды, было это в XVI - XVII веке, один монах, иконописец, стараясь разобраться в вере, стал читать книги, изданные до патриарха Никона, до книжной справы. Известно, что справа привела в России к расколу церкви. Потом инок стал сличать эти книги с книгами, изданными Никоном уже с исправлениями. Он много думал, по каким же книгам ему молиться, чтобы не совершить грех. И так он старался разобраться в них, что рассудок его помутился.

Тогда, в моменты просветления, он стал молиться Богородице, чтобы Она помогла ему опять обрести рассудок. Однажды во время молитвы Пресвятая явилась ему и сказала: "Напиши икону в том образе, в каком видишь Меня, и молись перед ней". Иконописец увидел чудную икону, но она появлялась только на небольшой промежуток времени. Он начал делать с нее список. Но она быстро исчезала, и монах снова молился и впадал в безумие. Так продолжалось долго, до тех пор, пока икона не была закончена. Когда иконописец завершил работу, он полностью исцелился. Икона стала чудотворной, к ней стекалось множество душевнобольных и по своей вере они получали исцеление. Сегодня она хранится в Спасо-Преображенском Соборе г. Тутаево Ярославской области. Ее каждый год к первому сентября вывозят в Ярославль на поклонение.

Иконография иконы очень необычная. Богородица спелената с младенцем Спасителем одним долматиком. Так называлась во II веке туника мужчин и женщин в Долмации. Потом ее стали носить коронованные особы, и она же стала архиерейским облачением (саккосом) и облачением диаконов (стихарь). Долматик до XI века был белым, но потом стали практиковаться цветные священнические облачения, которые теперь и красные, и зеленые, и фиолетовые, и золотые, но белый по-прежнему чаще других используется в праздники, особенно господские.

На Пресвятой Деве Марии и Спасителе царские венцы. Господь в левой руке держит царскую державу, правой - благословляет молящихся. Короны и необычность иконографии иконы указывают на ее западное происхождение.

Русский исследователь и этнограф Андрей Титов в начале XX века выявил связь этой иконы со статуей Мадонны Лорето, той, что установлена в алтаре восточной части "Святого Домика". Только теперь в московской традиции она получила иное название – не "Ключ Разумения", а "Прибавление ума".

Отличие заключается и в том, что статуя в Лорето сделана из кедрового дерева, короны на Мадонне Лорето и Иисусе Христе позолочены, долматик богато украшен бриллиантами и жемчужными нитями.

Сказание приписывает авторство статуи апостолу Луке, но исследования показали, что статуя была создана много веков спустя после смерти апостола – в XII-XIII веке. От времени она потемнела. В начале XX века старинная статуя сгорела во время пожара в Святом Домике. На следующий год сделали ее копию тоже из ливанского кедра. Автор копии решил приблизить статую к старинному образу и очень сильно затемнил ее. Теперь она выглядит почти черной. Паломники, прибывающие на поклонение в Италию, могут получить картонную иконку с названием "Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века".

Но вернемся к иконе "Прибавление ума". Она очень необычна для православной иконографии и имеет сложную символику. Как уже говорилось, Богородица и Спаситель изображены в едином колоколообразном облачении, которое украшено многочисленными крестами и цветами, что символизирует, с одной стороны, скорбь, а с другой прославление.

Единый образ Богородицы и Богомладенца изображен у входа в рай, в проеме - множество звезд. Но портал над образом отражает архитектурную деталь "Святого Домика". Ангелы по обе стороны иконы, стоя на облаках, держат светильники, как бы встречая их у врат. Это символизирует вечный свет истины. Сверху и снизу единого образа – красные серафимы и херувимы.

На портале по левую и правую стороны висят зажженные светильники, которые наводят на мысль о притче из Евангелия о мудрых девах, отправившихся встречать Жениха и взявших с собой масло, и девах юродивых, несмысленных, у которых в момент прихода Жениха, масла не оказалось. Масло – это символ ума и Духа Святого. У подножия изображен Небесный град - Горний Иерусалим.

Таким образом, символика иконы показывает, что жертва Сына Божьего во искупление грехов открывает всем верующим дорогу в Царство Небесное. В нижней части старинных списков иконы иногда бывает текст:

"Изображение Пресвятые Богородицы прибавлением к житию судити живых и мертвых от смертного оубийства защищает, от тлетворных ветров, от озноба, от трясавицы, от находа зверей ядовитых, от врагов и мшиц, и комаров".

Икона в такой иконографии была написана псковскими и новгородскими мастерами после большого пожара в Москве 1574 г. по приглашению Иоанна IV Грозного. Имея очень необычное сказание, она не относится и ни к одному из известных типов православных Богородичных икон: ни к Умилению, ни к Одигитрии, ни к Знамению, ни к Агиосоритиссе, ни к Панахранте. Да и к типу акафистных ее тоже не причислишь.

Это, пожалуй, если и не единственный, то очень редкий и любопытный случай, когда в основе православной иконы лежит католическая статуя – статуя Мадонны Лорето. Все это делает икону привлекательной, необычной и день ее празднования – 28 августа практически совпадает с днем знаний.

Наверное еще и поэтому она кладется на аналой в дни молебна перед началом учебного года. Тогда в храмах подаются многочисленные записочки с именами чад, которым предстоит большой и трудный путь в царство знаний.

Читать акафист...

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars