?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все три искушения Христа в пустыне относятся к искушению тщеславием. Это искушение тщеславием богатства, тщеславием святости (учительства) и тщеславием власти. Искушение Христа в пустыне - это искушение начать служить людям и Богу ради своей славы.



Питер Брейгель. Тщеславие. Гравюра, около 1560 года

"Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему" (Мф. 4:1-11).

Тщеславие, или желание славы себе среди людей, является колоссальной "темной" энергией человеков, народов, государств, цивилизаций.

Так было заложено при творении, что человек не является самодостаточной сущностью с безграничным источником в самом себе психической и физической энергий (сейчас и далее термин "энергия" - для меня это прежде всего гомилетический образ).

Энергию для жизнедеятельности мы получаем от питания, наша психическая "энергия" восстанавливается через сон, развлечения и также благодаря психоактивным и биологически активным веществам из растений. Увы, этого всего не хватает на бессмертие.

Человек изначальный в раю получал "сверхэнергию" для своей бессмертной и безболезненной жизни и творчества от древа жизни, насаженного Богом в раю (Быт.2:9). Источником бессмертия, источником исцеления, источником восполнения душевных (психических) сил человека был Сам Бог через древо жизни. Подобное древо жизни будет и в грядущем Царствие Небесном: "Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов" (Откр.22:2).

Выгнанный из рая, человек лишился Божественных "энергии" древа жизни, но все же обладал великими внутренними ресурсами: первые поколения людей могли жить по девятьсот веков (см. Бытие, главу 5).

Но, оказывается, эти ресурсы, могут и сокращаться! Уже до потопа жизнь людей была намеренно сокращена: "И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет" (Быт.6:3). Спустя около полутора тысячи лет Моисей, человек Божий, сетует: "Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим" (Пс.89:10).



Иероним Босх. Семь смертных грехов. Тщеславие (1475-1480). Символ тщеславия того времени - зеркало, которое предлагает демон

И все же так ограниченный в самовосстановлении падший человек обладает возможностью доступа к колоссальной психической энергии, скажем так, эквиваленту-антиподу Божественной энергии, это психической энергии тщеславия, источником которой являются люди, причем множество людей. При этом, чем больше народ, государство, тем выше тщеславная "энергетика".

Сдается мне, что в духовном мире "энергия тщеславия" имеет свою цену и весьма вескую. Господь, обличая тщеславных ревнителей религиозного благочестия, указывает, что они "уже получают награду свою", и награды от Бога в Царствие Небесном им не будет:

"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матф.6:2).

Эта глава тесно перекликается с искушениями Христа: не только власть и богатство приобретаются через тщеславие, но и то, что считается религиозными добродетелями: милостыня (благотворительность), воздержание (постничество) и молитвенность, а также религиозное учительство:

"...на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи... все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!" (Мф. 23:2, 5-7).

***

Так вот, великая мудрость - умение понять, что ты сотворил благодатью Божией, а что подпитываемый энергией тщеславия! Иначе будет как тут.


Читать далее...

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars