?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часто можно услышать заявление каких-нибудь псевдо-библейских сектантов, что "мы-то живем по Писанию, мы библейские христиане, а вы, те, кто называет себя православными, всё время ссылаетесь на какое-то Предание, а ведь еще Иисус обличал предания старцев, имея в виду фарисеев. Получается, что вы, ссылаясь на Предание, сами себя записываете в фарисеи". Этот стереотип противопоставления Писания и Предания, ощущение их почти онтологического различия во многом мешает грамотно организовать противосектантскую полемику. Поэтому попытаемся разобраться, что же такое Предание.



Апостолы. Мозаика, XI век. Монастыря Осиос Лукас.

Две принципиальные ошибки сектантов

Прежде всего, необходимо подчеркнуть онтологический статус Предания. Само утверждение, что "Иисус Христос нам оставил Писание, и мы по нему живем", уже неверно, так как что-то оставляет тот, кого уже нет. Л.Н. Толстой оставил собрание сочинений, он давно умер, но его сочинения мы читаем и так следим за его мыслью.

Спаситель никогда не говорил, что оставит Свою Церковь. Он сказал: "Я с вами всегда, до скончания века". Он всегда пребывает в Своей Церкви, по слову Своему. Очень важно обратить внимание собеседника на эти слова.

Для всех евангеликов типична идея, что Церковь была вначале, потом исчезла, а в новейшие времена возродилась. Но разве Спаситель говорил: "Я побуду с вами немного вначале, потом Я вас оставлю, а приду в XVI веке с Лютером"? Или в XIX веке с Чарльзом Расселом, основателем секты "Свидетелей Иеговы"? Или с Джозефом Смитом, основателем секты мормонов? Он сказал: "всегда", – и если мы Ему верим, то Его слово непреложно – значит, никакого временного исчезновения Церкви в принципе быть не может. Христос основывает Свою Церковь навеки, и Он в ней пребывает.

Второй важный момент: Сам Спаситель не написал ни слова. Он не оставил нам Евангелие как письменный документ. Он основал Церковь, и ранняя Церковь существовала без новозаветной письменности. Но разве эта Церковь была ущербна по сравнению с нынешней Церковью? Разве в ней чего-то не хватало? Очевидно, что нет. Вся постпротестантская мифология зиждется на идее о том, что в ранней Церкви был евангельский дух, от которого в более поздние времена она отошла. Так вот эта ранняя Церковь, повторюсь, существовала без письменных Евангелий.

Что было главным в Церкви, в которой не было Евангелия
Итак, ранняя Церковь не была ущербной, но жила без написанного Евангелия. Написанное Евангелие – не главное. А что же тогда главное? Что было в Церкви, в которой еще не было написанного Евангелия? Она жила по Преданию, что по-гречески звучит как paradosis, по-латыни – traditia.



Пятидесятница. Фреска, XIV век. Печская патриархия, Сербия

Пятидесятница. Фреска, XIV век. Печская патриархия, Сербия
Предание – это то, что передается из рук в руки, то, что Спаситель передал Своим ученикам, а они передали первым епископам и далее. Вот алгоритм роста Церкви: апостолы путешествуют по миру и проповедуют, и там, где люди откликаются на их проповедь, они создают общину, во главе которой ставят епископа и передают ему Предание. После этого они уходят, основывают новые общины, а епископом через преемство епископата апостольское преемство передается в следующее поколение и так до сегодняшнего дня.

Очень важно обратить внимание на то, что сами епископы не рукополагают своих преемников. Потому что, если бы они это делали, то любое изменение в учении Церкви не было бы исправлено. Нет человека, который не ошибается, и если епископ вводит что-то новое в то Предание, которое было ему вручено (нам известно, что это в истории было), то, рукополагая сам своего преемника, а тот, в свою очередь, своего, он закрепляет это нововведение – так община всё дальше отходит от первоначального Предания. Нет, только после смерти епископа другие епископы из близлежащих областей рукополагают преемника ему, проверив его веру и соотнеся ее с первоначальным Преданием. Так внешний фактор отклонения от Предания заранее отсекается. Отсеченных ветвей было много.

Интересно, что в самой истории Церкви Предание всегда рассматривалось как синоним Церкви. Есть Церковь – есть Предание. Вне Церкви Предания быть не может. Так, святой Киприан Карфагенский о раскольниках, которые возникали в Карфагене после Декиева гонения, говорит: "они произошли из самих себя". Заметьте, у них было каноническое рукоположение, точно такое же, как у святого Киприана. Но они отошли от Церкви, более апостольского преемства у них нет, более они не являются носителями Предания.

Итак, Предание живет в Церкви.

Читать далее...

Tags:

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars