?

Log in

Previous Entry | Next Entry

С 1990-х годов началась экспансия в Россию самых разнообразных протестантских проповедников, и немалая часть русских людей оказалась в их "церквях". Живя в стране, православной по культуре, истории и религиозному выбору большинства населения, эти люди во многом составили особый тип протестантов, отличающийся от протестантов из традиционно протестантских стран четко сформулированным негативным отношением к Православию. В отличие, например, от немецких, шведских или американских протестантов, "русским протестантам", живущим в православном окружении, поневоле приходится отвечать себе на вопрос: почему я не в Православной Церкви?



Нужно сказать, что подобное явление имеет место и в других православных странах, в том числе в Греции. Тем интереснее для сравнения узнать опыт того, как живут там греки-протестанты, как они отвечают себе на подобный вопрос, чем пытаются оправдать свой ошибочный выбор, и как, несмотря на это, для них открыть путь в Православную Церковь. Этому и посвящена статья одного современного греческого автора, опубликованная под инициалами N.M. на апологетическом сайте "Orthodox Outlet for Dogmatic Enquries". Сам автор в прошлом был основателем и пастором одной из протестантских общин в Греции, но познал истину и пришел в Православие.

Вопрос, вынесенный в заглавие, покажется ненормальным любому православному греку, но очень важен для другого грека, не исповедующего Православие. Я, как бывший основатель греческой протестантской группы, а сейчас обратившийся в Православие, считаю полезным ответить на этот вопрос и с точки зрения моего личного опыта недавнего прошлого, и с точки зрения греческой протестантской группы – заклятого врага Православной Церкви.

Итак, поставим вопрос: каков взгляд грека-протестанта на Православие? И что можно сделать, чтобы он смог оценить его по достоинству? Хочу специально оговориться, что эта заметка касается протестантствующих греков, а не всех протестантов в целом.

Негативный образ греческого Православия

Греческие протестантские пасторы почти всегда упоминают Православную Церковь Греции в негативном контексте. И действительно, с точки зрения западного благочестия, есть множество вещей в Православной Церкви Греции, которые раздражают. Поэтому давайте сначала рассмотрим то, что в Православной Церкви Греции особенно раздражает протестантов.

Невежество "толпы"

Когда греки-протестанты начинают в разговоре с православными приводить свои доводы (обычно цитируя Библию), в большинстве случаев перед ними оказывается совершенно невежественный человек, как правило, не "познавший" веры Христовой, не сознательный верующий. Всем известно, что среднестатистический православный грек посвящает Церкви меньше времени, чем любимой футбольной команде, или иностранной литературе, или науке, или… буддизму. И вот такой человек протестантами будет восприниматься не как человек, незнакомый с Православием, а как его типичный представитель! И они "смотрят свысока" на православных, с этаким отношением фарисеев времени земной жизни Христа, говоривших: "Этот народ невежда в законе, проклят он!" (Ин. 7: 49).

Порочность, наблюдаемая среди духовенства

С позиции греков-протестантов, скандалы в среде православного духовенства убеждают их еще больше в том, что они правильно выбрали "что угодно, только не Православие". Практически любой священник для них – это или "враг", или "наемник врага", или "мошенник", или "хищный волк", или "распутник", или "эксплуататор". Самым отталкивающим для них фактором является фанатизм и враждебность, которую проявляют или специально демонстрируют православные священники.

Отсутствие сплоченности в приходах

В то время как в большинстве греческих протестантских общин складываются теплые дружеские отношения между ее членами, в большинстве греческих православных приходов наблюдается полная противоположность. Прихожане чувствуют себя как чужие среди чужих, и это, в глазах греческих протестантов, доказывает отсутствие христианской любви – то, что, по их мнению, существует в тесном кругу их собственной группы, где все знают друг друга и где, благодаря общим интересам, существует гораздо более близкий контакт между его членами.

Обряды

Греки-протестанты считают православные обряды чем-то "отдельным от Библии". Они возмущены использованием православных икон, псалмопения, храмов, таинств, облачений, служб, святых канонов и т.д. Их твердо научили, что все это не принадлежит к "истинно христианской, духовной" модели религиозной практики, и они ни за что не примут это как действительно христианское учение, а будут называть "преданиями человеческими". Кроме того, их раздражает "бездумность", преобладающая в православной жизни и вероисповедании – как среди мирян, так и среди духовенства, а также и их менталитет в целом. Привыкнув к дисциплинированной жизни у себя в общине, они воспринимают православную веру больше как "зону временного пребывания".

Из всего вышесказанного следует очевидный вывод, что местные протестанты (впрочем, как и современные "православные", воспитанные в духе Запада и имеющие свои претензии к вере), сосредотачиваются в основном на внешних "симптомах" этих явлений. Они не рассматривают глубинные причины, порождающие каждое из них. Они остаются поверхностными, и суть явлений, конечно же, ускользает от них. Они обобщают "целое" и игнорируют "составляющие". Они также склонны забывать некоторые важные характеристики христианской веры, и никогда не утруждались спросить себя: а насколько все те моменты, преподанные в протестантизме как данность, являются обоснованными?

В результате они даже не пытаются посмотреть на вещи с православной точки зрения. А ведь только таким образом можно воспринять красоту и величие Православия. Если не пытаться понять другого человека и ход его мыслей, то никогда не удастся понять его поведение, узнать, что стоит за его верой. Вот по этой причине перед тем, как ответить на вопрос: зачем быть православным? – я и показал, что же именно в Православии является отталкивающим для греков, воспитанных Западом.

Раскрыв причины, по которым я раньше не любил Православие, я хотел бы перейти к краткому описанию того, что заставило меня полюбить Православие, распустить еретическую группу, созданную мной по глупости, и прийти к познанию Бога в лоне Православной Церкви.

Читать далее...

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars