?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Введение

1. Что такое каббала?
2. Время формирования каббалистического учения
3. Каббалистические книги
4. Авторитетен ли субъективный мистический опыт?
5. Научна ли каббала?
6. Монотеистична ли каббала?
7. Цели каббалистического учения
8. Духовная практика каббалы
9. Является ли каббала одной из форм оккультизма?
10. Может ли христианин заниматься каббалой?
Заключение

Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему,
а открытое – нам и сынам нашим до века,
чтобы мы исполняли все слова закона сего.
Втор.29:29

Введение

Конец XX века стал для России временем засилья духовности, альтернативной Православию. Различные оккультные течения и секты активно пропагандируют свои идеи, выдавая себя то за "истинное" христианство, то за "научные" школы, то за некие тайные мистические учения, открытые лишь узкой группе особо одаренных посвященных. Об одном из таких учений и пойдет речь в данной работе.

kabbala-04


Искушение тайной всегда было большим соблазном для многих: желание ощутить себя избранным, не таким как все, причастным к знаниям, недоступным профанам, толпе, - в основе таких устремлений лежит гордыня. Евангелие ставит гордость в один ряд с безумием и богохульством (Мк.7:22). В Откровении Иоанна Богослова мы читаем об антихристе: "И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца" (Отк.13:5). Но апостол Иоанн пишет, что "и теперь появилось много антихристов" (1Ин.2:18). Трагедия еврейского народа в отречении от своего Мессии: "Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин.1:11). Отречение от Бога направило иудеев на путь мистицизма явно языческого характера, на ожидание нового лжемиссии, о котором Иисус Христос говорил: "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Ин.5:43).

О чем данная работа? О каббале. Автор поставил перед собой несколько целей. Дать общее представление о каббалистике, исследовать ее с точки зрения христианского вероучения и ответить на основной вопрос: может ли человек, признающий авторитет Священного Писания, быть каббалистом? Может ли христианин стать каббалистом и остаться при этом христианином?

1. Что такое каббала?

Каббала [1] (др.-евр., букв. - принятие; то есть воспринятое предание). Светские религиоведы определяют данное понятие следующим образом: "устная передача религиозных заповедей, бытовавших у евреев до появления письменно зафиксированных законов религии" [2]. Для самих каббалистов "каббала есть ничто иное, как полная и достаточная информация об основах мироздания…" [3]. Каббалисты считают, что Тора (Пятикнижие Моисея) является женским [4] воплощением Бога. Они ищут в ней четыре вида смысла: буквальный (пешат), моральный (ремез), аллегорический (дераш) и тайный (сод). Раввин Адин Штейнзальц пишет: "…изучение скрытого смысла текста (Торы. – В.П.) и принято называть Каббалой…"[5]. Каббалисты, прежде всего, изучают (сод) - тайный смысл Торы, при этом необходимо учитывать, что они интерпретируют ее на основании своего духовного опыта, создавая собственные толкования Торы, которые в большинстве случаев не принимается ортодоксальными иудеями [6]. Раввин Адин Штейнзальц продолжает: "Еще одна не менее важная проблема состоит в том, что от мудреца требуются отнюдь не только знания и интеллект, но и наличие определенного морального уровня. Есть целый спектр занятий, пригодность к которым определяется не только формальными знаниями и профессиональными навыками. Я не доверюсь судье, врачу, учителю, о которых известно лишь то, что они вполне грамотны. По отношению к Торе это требование однозначно: человек должен не только изучить написанное в ней, но и жить в соответствии с ее законами…" [7]. Каббалу, с точки зрения самих каббалистов, нельзя изучать академическими методами, ею нужно жить.

2. Время формирования каббалистического учения

На сформулированный в названии главы вопрос нет однозначного ответа. Ученые считают, что она возникла в Средние века [8]. Сами каббалисты утверждают: "каббала, как наука об окружающем мироздании, ведет свое начало с древнего города Месопотамии Ура Халдейского. Предание того времени повествует об истории жителя Междуречья – Авраама…" [9]. С этой точки зрения первым каббалистом был Авраам. Есть также мнение, что "каббала возникла с появлением книги "Сефер Ецира"" [10].

3. Каббалистические книги

Первой книгой, в которой была произведена запись каббалистического учения, была "Сефир Иецира" ("Книга формирования" [11] или "Книга творения" [12]), согласно с выводами научных исследований, она была написана примерно в VIII веке от Р.Х. Однако некоторые каббалисты утверждают, что ей уже более 1700 лет [13]. Ее автор учит, что основа всего сущего заключена в 10 цифрах и 22 буквах еврейского алфавита. В 1280 году испанский каббалист Моше де Леон написал книгу "Зогар" ("Книга Сияния")[14], причем выдал свой труд [15] за работу каббалиста II века рабби Шимона бар Йохаи. Книга "Зогар" -плод мистического опыта Моше де Леона, в сущности она является руководством для медитаций [16], изложенным в поэтической форме. В своей книге он описал собственные состояния сознания, пережитые им в процессе духовных практик.

4. Авторитетен ли субъективный мистический опыт?

Каббала – это путь мистического познания Бога и она ориентирована на индивидуальный [17] духовный опыт, подобно всем мистическим учениям. При этом нужно учитывать, что любой мистический опыт не является самоудостоверяющим [18]. Такой опыт не является объективным, он является личным переживанием мистика и поэтому не авторитетен для окружающих. Мистический опыт не поддается анализу, так как главный авторитет мистика - он сам, что признают и сами каббалисты, например Перли Бессерман пишет: "Искателям духовной истины приходилось просто следовать своей интуиции, полагаясь на веру и свойственный еврейскому духу прагматизм" [19]. Мистицизм приводит к мощному развитию сектантского движения, наличие которого в своих рядах признают и сами каббалисты [20].

Мистицизм - достаточно распространенное явление, поэтому каббалисты не одиноки в своих мистических исканиях: "Несмотря на различия верований, умственного развития, племени, времени и места мистиков, жизнь их имеет чрезвычайно много общего. Их описания своей жизни поражают своим однообразием" [21]. Поэтому мистик - иудей близок мистику-язычнику. Эта взаимосвязь видна и из того, что каббалисты активно заимствовали из язычества многие духовные практики, о чем более подробно будет сказано ниже.

5. Научна ли каббала?

Раввин Адин Штейнзальцем утверждает, что каббалу нельзя считать наукой: "…Никакие науки не уходят в каббалу своими корнями. И если есть параллель, то абстрактная, приложимая ко всем областям систематического знания" [22]. Интересно, что другие каббалисты с ним не согласны: "Каббалисты утверждают, что занятия по методике каббалы позволяют приобрести новый, шестой орган чувств (выделено нами.- В.П.), называемый ими экран или душа, которым они исследуют ощущаемые в нем возбуждения, аналогично тому, как работают наши пять органов чувств. Эти ощущения они записывают, анализируют, суммируют и сводят в единую систему. Причем, эти наблюдения, так же как и наблюдения в естественных науках, проводились веками и подтверждались сотнями исследователей-каббалистов [23]. Все отличие исследователей-каббалистов от исследователей-некаббалистов только в том, что они исследуют окружающее посредством дополнительного органа ощущений, который, в принципе [24], может обрести любой желающий" [25]. Каббала не является наукой, так как никакие "шестые органы чувств" академической науке не известны. Что же касается главного критерия научности - экспериментальной проверяемости [26], то апеллировать к нему каббалисты не могут, так как характер откровений, полученных таким методом, по своей сути является субъективным и независимой оценке не поддается.

Читать далее...

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars