?

Log in

Previous Entry | Next Entry

О жизни в Церкви

В культурном центре "Покровские ворота" 10 декабря 2011 года состоялась презентация новой книги игумена Петра Мещеринова "Жизнь в Церкви", выпущенной издательством "Лепта" и одобренной Издательским советом. Поскольку отец Петр в последнее время нечасто появляется в СМИ, "Православный мир" воспользовался шансом поговорить с ним о книге и церковной жизни.

– Отец Петр, как бы вы определили, что такое "Жизнь в Церкви"? Когда человек "живет в Церкви", а когда нет? Есть ли у этого понятия какие-то критерии?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно оттолкнуться от понятия "Церковь". Я бы тут сказал, что Церковь – это пространство (или среда) богообщения, когда для верующего христианина реальность жизни во Христе – и жизни, подчеркну это, повседневной, постоянной, ежеминутной – становится главным содержанием его существования. И находясь вне Церкви, человек может веровать во Христа, стараться жить по Его заповедям, любить Его – и, конечно же, любовь ко Христу никогда не остаётся без того или иного ответа с Его стороны. Но полнота жизни во Христе, в любви Бога Отца, в действовании Святого Духа, в общении со святыми, реальность этой жизни, превосходящая реальность физического мира – возможна только в Церкви.

И именно в этом, собственно, и состоит суть, цель и задача Церкви – дать христианину это реальное богообщение, научить ему, укрепить и возрастить в нём. Средства для этого – то, что, собственно, Церковь и содержит от века: Таинства, Священное Писание, молитва и опыт жизни по заповедям Христовым.

– Сегодня существует много материалов об "ошибках новоначальных". А как вы видите основные ошибки людей церковных?

– Я много писал об этом в своё время – этому посвящена моя книжка "Проблемы воцерковления". В кратком разговоре, пожалуй, не стоит перечислять какие-то конкретные ошибки. Гораздо более важным мне представляется указать на корень всех таких ошибок – а именно: отсутствие практической православной церковной педагогики.

Всё, что мы можем сегодня – это дать человеку понятие о внешнем воцерковлении, встроить человека в обиходные обрядовые рамки: нынешнюю практику подготовки к Таинствам, постов, домашней молитвы, посещения богослужения, тех или иных внешнеаскетических действий и т.п. Всё это необходимо; но по прошествии времени православному христианину нужно расти дальше, развиваться; в процессе этого возрастания человек сталкивается и с трудностями, и с искушениями – и тут какого-то внятного педагогического опыта, развёрнутой педагогической методологии у нас, увы, пока не существует.

Христианин, проходящий теми или иными узкими и тесными путями духовной жизни, чаще всего не получает помощи от современного пастырства. "Молись, постись, смиряйся, читай Святых Отцов" – то, что человек и без того знает со времён своего воцерковления – уже не помогает. Что делать с теми людьми, кто уже "выработал ресурс" первоначального воцерковления, а дальнейшего опыта подлинной духовной жизни не получил? А ведь таких православных христиан становится всё больше. Вот проблема.

С печалью приходится констатировать, что наша Церковь, проявляя возрастающую активность в тех или иных сторонах жизни, порой весьма опосредованно относящихся к христианской церковности, совсем не обращает внимания на своё средоточие – пастырскую педагогику.

– Вы уже начали отвечать на следующий вопрос, который я хотела вам задать. Как вы оцениваете итоги 20-летия свободы веры? Каковы основные проблемы, которые надо решать в новое 20-летие? И как решать?

Читать далее...

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars